Дата: 15.10.2012 в 11:41

Итак, Вы собрались установить автономную систему отопления и горячего водоснабжения. Сначала вы должны определиться с тем, котёл какого вида будет использоваться: на жидком топливе, на твёрдом топливе, газовый или электрический. У всех вышеназванных котлов есть как преимущества, так и недостатки.

Достаточно часто используются газовые котлы, но применение такого типа котлов возможно только в том случае, если к Вам проведён газ. Газовые котлы малоотходны и не требуют частого сервисного обслуживания. Несмотря на разнообразные слухи — современные газовые котлы имеют высокую степень надёжности. Однако очевидным минусом газовых котлов является то, что, несмотря на редкость сервисного обслуживания, оно является очень дорогостоящим. Дело в том, что стоимость оборудования для обслуживания превосходит стоимость самого котла. Ещё одним минусом является зависимость от поставок газа. В том числе возможны перерывы в газоснабжении, отключения за долги, возможны и аварии.

Можно использовать котлы, функционирующие на твёрдом топливе, — угле и дровах. Но это достаточно «древний» способ. Чтобы обеспечивать работу такого котла, нужно ежедневно делать закладки дров (угля), очень часто производить обслуживание (чистку). КПД таких котлов является невысоким, а выброс во время сгорания вредных веществ идёт значительный.

Котёл, работающий на электроэнергии, является самым дорогим вариантом, так как цена котла такого вида очень высока, очень дорого обойдётся и пользование электроэнергией. При этом далеко не факт, что применить электрический котёл вообще будет возможно, ведь выделение дополнительных мощностей на какой-либо объект согласовывается с энергетической компанией. И не всегда есть даже физическая возможность выделить дополнительные мощности.

Наилучшим вариантом для негазифицированных местностей является установка котла, работающего на жидком топливе. В использовании котла на жидком топливе есть много положительных моментов. Во-первых, независимость от поставок газа. Во-вторых, относительная лёгкость обслуживания. Зато есть вполне очевидный минус — жидкое топливо, например, дизельное — довольно дорогое. Но есть очень интересное и, пожалуй, самое современное решение — использование в качестве топлива для котла отработанного масла.

Котлы на отработанном масле имеют особую конструкцию, которая, впрочем, в большой степени схожа с конструкцией котлов на жидком топливе. Котлы на отработанном масле — это очень дёшево и прогрессивно, ведь используя такие котлы, Вы помогаете утилизировать такой вид отходов, как «отработка». Сколько стоит отработанное масло? — Копейки. Да, к сожалению, у нас ещё не слишком развита система переработки отходов, поэтому фирм, которые продают «отработку» очень мало. Зато можно прийти на любое предприятие, на котором во время производственного процесса образуется большое количество отработанных масел (автосервисы, предприятия по ремонту подвижного состава (поездов), самолётов, заводы, производящие масло), и «отработку» там вам продадут с радостью, если вообще не отдадут просто так. Ведь для компаний тонны отработанного масла — это не больше, чем отходы, от которых им ещё нужно избавляться в особом порядке (тратить деньги на утилизацию), так что если они найдут спасителя от этой мороки в вашем лице, то очень обрадуются.

Для самих компаний, где «отработки» больше, чем достаточно, котлы на отработанном масле — это настоящая находка. Ведь в случае установки такого котла, не придётся тратить весьма значительные суммы на отопление собственных помещений (производственных и офисных). Да, в начале придётся потратиться на достаточно дорогостоящее оборудование, но эти траты окупаются, как показывает практика, максимум в течение нескольких лет. Так что для тех, у кого хватает «отработки», котлы на отработанном масле являются великолепным решением, которое в дальнейшем не только окупит себя, но и будет сохранять деньги компании, увеличит прибыль — ведь придётся гораздо меньше тратиться на отопление и утилизацию отработанных масел.

После того, как вы определились с самым важным вопросом — видом используемого топлива, нужно определиться с конструкцией котла. Котлы бывают одноконтурные и двухконтурные.

Одноконтурные котлы подходят для подогрева теплоносителя для системы горячего водоснабжения, либо для системы отопления. То есть только одной из систем. Двухконтурные котлы используются для того, чтобы работать на две системы одновременно. Также можно вместо двухконтурного котла поставить бойлер косвенного нагрева (т. е. нагреваемый водой, которая в свою очередь нагревается котлом и идет в систему отопления).

Далее определяется необходимая тепловая мощность котла, материал, из которого он будет произведён, качество регулирования теплопроизводительности (двухступенчатое, одноступенчатое, бесступенчатое плавное регулирование). Все эти вопросы должен решать уже профессиональный проектировщик. Ещё один вопрос, в котором вполне можно принимать активное участие, — выбор материла для будущего котла. Чугунные котлы более дорогие и более тяжёлые, по сравнению со стальными. Но чугунный котёл может прослужить гораздо дольше, имеет секционную структуру, то есть при выходе из строя какой-либо секции, меняют лишь её. Однако чугун хуже, чем сталь переносит перепады температуры.